понедельник, 18 февраля 2013 г.

системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход - важнейший принцип в деятельности как учителя, так и ученика сегодня. Поэтому знание основ деятельностного подхода необходимо сегодня узучить, знать и применять.



Апробация и внедрение технологий деятельностного подхода длительный и трудоемкий процесс, который сопровождается кругом проблем, связанных с организацией учебной деятельности, направленной на самообразование и саморазвитие  каждого ученика.

Использование любой технологии ограничено либо особенностями учебного предмета, либо материально-техническими проблемами, либо неготовностью учителя сменить роль ведущего, управляющего на роль менеджера, партнера в образовательном процессе.

Многолетний опыт апробаций и внедрения технологий компетентностно-ориентированного подхода показал, что первые шаги учитель-экспериментатор начинает с организации урока в контексте той или иной технологии.

Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.

Так появилась идея разработать конструктор современного урока, который позволил бы любому учителю выстроить структуру учебного занятия в контексте деятельностного подхода.

Содержание
Предлагаемый конструктор содержит следующие разделы:
  • Системно-деятельностный подход - описание требований, предъявляемых к современному уроку в контексте системно-деятельностного подхода.
  • Таблица-конструктор –  описание основных этапов-модулей урока и набор педагогических приемов и техник, которые позволят организовать учебную деятельность учащихся.
  • Ситуационная задача - описание идеи использовать ситуационные задачи с приложением конструктора Л.С. Илюшина и примерами ситуационных задач.
  • Изобретательская задача - описание идеи использовать изобретательские задачи с подробным алгоритмом решения и примерами использования на уроке.
  • Метод интеллект-картописание идеи использования интеллект-карты на уроке с приложениями дополнительных материалов, а так же практической  работы.
  • Приемы и техникиописание всех перечисленных в таблице приемов с ссылками на примеры использования.
  • Практикараздел, который содержит разработки уроков с применением конструктора, примеры учебных задач.
  • Полезные ссылкиуказаны ссылки на Интернет-ресурсы, которые можно использовать для разработки уроков.
Представляемый  сборник поможет учителю спроектировать любой урок в соответствии с концепцией системно-деятельностного подхода и  требованиями стандартов второго поколения.
Педагогические приемы технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ) и стратегии технологии развития критического мышления  (ТРКМ) помогают активизировать мыследеятельность на разных этапах урока.
Конструктор ситуационных задач помогает любой вопрос и задание в учебнике перевести в разряд проблемной или учебной задачи.
Метод интеллект-карт может быть рассмотрен  как  способ  организации контроля знаний или как способ систематизации изученного материала на уроке.
Представленная таблица педагогических приемов и техник динамична, т.е. может наполняться каждым педагогом своими авторскими приемами или авторскими подходами к организации учебной деятельности детей на разных этапах и типах уроков.
Цифровой конструктор  может быть интересен как молодым учителям, начинающим свою практику в школе, так и учителям со стажем.  Особенно полезен данный материал тем, кто еще не готов осуществить апробацию или внедрение технологии системно-деятельностного подхода в образовательный процесс, а организовывать учебную деятельность необходимо.
Электронный адрес для связи: tany.72@mail.ru

Таблица-конструктор
Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия.

 Актуализация знаний
Учитель организует:
  • актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  • актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  • мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление.
 Изучение нового материала
На данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников.

 Обсуждение и решение проблем
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
 
 Решение учебных задач
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
 
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
 
 Формирование умения задавать вопросы
Формируется умение задавать вопросы.
 
 Рефлексия
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
 





Комментариев нет:

Отправить комментарий